Юрий Аввакумов закрыл эру рисования в архитектуре

«Рисуем архитектуру» — так называется цикл лекций архитекторов и художников, который Пушкинский музей проводит с 2015 года. На днях известный куратор и участник выставок «Бумажная архитектура» Юрий Аввакумов посвятил свое выступление такому аспекту графики как саморепрезентация архитектора.

Значительную часть своего времени как архитектора и куратора Юрий Аввакумов вот уже более двух десятилетий посвящает «бумажной архитектуре» — творчество и техники архитекторов-бумажников стали и темой лекции в Пушкинском музее.

«Бумажная архитектура» — альтернативное течение, зародившееся в советской культуре 1980-х и объединившее вокруг себя круг молодых архитекторов. Среди них ныне хорошо известные Михаил Белов, Александр Бродский, ТотанКузембаев, Илья Уткин, Михаил Филиппов и др., которые в то время начали массово участвовать в конкурсах, объявленных западными архитектурными журналами, и выигрывать их. Конкурсы не предполагали реальных зданий — это были идеи, развивавшиеся в форме чисто художественного произведения.

«Так совпало, что „бумажная архитектура“ всю эту многовековую историю рисования архитекторами для архитекторов и заказчиков закрыла. Больше такого, к сожалению, не будет, — заметил Юрий Аввакумов. — Действительность такова, что мы перешли к компьютерному моделированию. Это не значит, что вы не можете продолжать рисовать для себя, все-таки этот архаичный элемент в нас прочно встроен, и я считаю, что эскизировать и изображать архитектуру традиционными методами архитекторы будут еще долго. Но рисование как художественная подача проекта — это нечто другое, сегодня такого архитектора даже никто не поймет, потому что заказчик привык к туристическим картинкам, к визуализациям. Даже конкурсы порой выигрывают те, кто лучше изображает, но не делает лучше архитектуру».

Юрий Аввакумов — с 1984 года куратор и участник выставок «Бумажная архитектура» в Москве, Любляне, Париже, Милане, Франкфурте, Кёльне, Цюрихе, Брюсселе, Кембридже, Новом Орлеане, Остине, Амхерсте, Волгограде и т.д.Участник венецианских биеннале 1996 года («Предчувствуя будущее.Архитектор как сейсмограф»), 2003 года («Станция Утопия») и 2008 года («Роддом»).